АКИТ предложила ограничить функционал предустановленных супераппов

АКИТ предложила ограничить функционал предустановленных супераппов

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила доработать проект поправок, которые вносят изменения в постановление о предустановке отечественных приложений. Он разработан в Минцифры и гарантирует удаляемость российских сервисов с устройств пользователей. У АКИТ есть опасения по поводу супераппов и поисковиков, пишет «Коммерсантъ».

Так, некоторые приложения имеют дополнительные функции, например встроенные маркетплейсы и агрегаторы объявлений. Подобный функционал имеют многие экосистемные сервисы: например, «ВКонтакте», «Одноклассники» или поисковая система «Яндекс».  АКИТ предлагает обязать разработчиков супераппов отключить дополнительные функции, которые не относятся к тому классу программ, в рамках которого они прошли отбор. По оценке АКИТ, предустановка позволит приложениям увеличить число пользователей этих сервисов до 50% в течение трех лет.

В ассоциации опасаются, что с учетом постоянно растущей доли мобильного трафика ситуация приведет к монополизации рынка онлайн-торговли двумя-тремя компаниями. Также АКИТ предлагает исключить поисковики из списка для предустановки, поскольку эти функции уже имеют браузеры, отмечает Sostav.ru.

В Mail.ru Group (контролирует «ВКонтакте» и «Одноклассники», чьи приложения имеют такой функционал) считают предложения АКИТ «архаичными», поскольку «они не учитывают ни специфику соцсетей, ни дух закона о предустановке, ни современные способы взаимодействия людей».

В «Яндексе» отметили, что приложения из списка технически не могут ничем отличаться от версий, представленных в магазинах приложений. Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян подчеркнул, что в тексте проекта постановления уже есть ограничения на подключение дополнительных функций.

Законопроект о предустановке отечественных приложений должен был вступить в силу в июле 2020 года, однако его отложили до 2021 года. Сейчас профильные ведомства занимаются доработкой проекта.

Как пишет AdIndex, заявки на включение в список собирало Минцифры, а их отбором занималась Правительственная комиссия по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента. В итоговый перечень вошли 16 классов программ, в их числе приложения Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», компании «Новые облачные технологии» (бренд «МойОфис»), а также «Госуслуги» и платежная система «Мир».