В Ивановской области развивается производство и льна-долгунца, и технической конопли

В Ивановской области развивается производство и льна-долгунца, и технической конопли

В Ивановской области в 2023 году собрали 1,1 тысячи тонн льняной и 900 тонн конопляной тресты (впятеро и вдвое больше, чем в 2022-м), пишет «Российская газета».

В регионе установлены субсидии для хозяйств, где выращивают эти культуры, — по 12,3 тысячи рублей на тонну льняной и (или) конопляной тресты (в переводе на волокно).

Основной инвестор «Смарт Хемп» в 2023 году увеличил площадь под коноплей и долгунцом почти вдвое, поделив между ними свои 2300 гектаров примерно пополам.

«По посевам льна сразу стали третьим хозяйством в стране. Коноплю посеяли на залежных землях и получили около четырех тонн тресты с гектара. Предшественником льна была конопля, и урожайность получилась приличная — более трех тонн льняной тресты с гектара, — рассказал гендиректор компании, член «Союза льна и конопли» Максим Уваров. — На данный момент на мануфактуре в Юже у нас две линии по переработке тресты — как конопляной, так и льняной. Переработку нового урожая начали в конце октября. В следующем году планируем не снижать темпов роста и как минимум удвоить показатели, а также расширить перечень готовой продукции».

Перспективных направлений в подотрасли много, выбор зависит от климата и инвестиций. Ивановская компания сконцентрировалась на выпуске текстильной продукции и композитных материалов.

«По пеньке и льноволокну наш ключевой продукт — котонин, заменитель хлопка во всех сферах, где он применяется. Кроме того, у нас налажено производство смесовой пряжи как со льном, так и с коноплей», — сообщил Максим Уваров.

Развитие производства и переработки технической конопли, по его оценке, упирается в отсутствие сельхозтехники и оборудования. Эксперт выразил надежду, что «Ростсельмаш» сможет возобновить производство комбайнов, но уже из отечественных комплектующих.

«А вот оборудование для фабрики мы решили производить сами, уже в следующем году установим свои линии, — добавил гендиректор «Смарт Хемп». — Ключевая же проблема — отсутствие поддержки от государства в продвижении отечественных лубяных культур. Такими темпами население скоро забудет, что такое не только конопля, но и лен. Хотя в России это единственные технические культуры, которые могут заменить импортный хлопок».

«С производством льна и конопли ситуация складывается очень разная. Популярность льна в целом у аграриев растет, но за счет льна-кудряша, который выращивается для получения семян и их дальнейшей переработки для получения масла, шротов и жмыхов. Площади посевов льна-долгунца, из которого получают волокна (сырье для текстильной промышленности), не растут, – отметил Андрей Дальнов, руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка. – Последние три сезона аграрии стабильно засевают 35-40 тысяч гектаров. Площади посевов распределены примерно поровну среди Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. В тройку лидеров среди регионов входят Удмуртия, Омская и Смоленская области».

Ежегодный объем производства волокна изо льна, подготовленного для прядения, составляет примерно 15 тысяч тонн. Более 70% производства приходится на ЦФО, около 20% — на СФО. Лидером производства в Сибири является «Бийская льняная компания», а в европейской части России — «Русский лен» в Смоленской области.