Емкость российского рынка робототехники для легкой промышленности к концу года достигнет 225 млрд руб. Дополнительный фактор роста — уход западных компаний. Это открывает нишу для российских стартапов и делает их привлекательными для инвесторов и предприятий легкой промышленности, созревших для автоматизации части своих швейных линий. Таковы прогнозы экспертов крупнейшей в России компании-разработчика промышленных роботов-манипуляторов “Уникальные роботы”.
«Российская легкая промышленность — это около 300 тыс. предприятий почти во всех регионах. Если опираться на данные исследования Сбера, около трети из них готовы автоматизироваться. Один робот в среднем стоит 2,5 млн руб. В итоге имеем емкость рынка 225 млрд руб.», — говорит сооснователь и генеральный директор «Уникальных роботов» Артем Рошкован.
После ухода западных компаний, таких как немецкая Kuka, японская Fanuc, датская Universal Robots и других освободилась ниша в 6 млрд руб., уточняет совладелец и операционный директор “Уникальных роботов” Михаил Крапивной. «Низкая база наряду с ограничением доступа к зарубежному оборудованию открывает возможности для отечественных стартапов, которые нацелены на запуск промышленных роботов», — считает он.
Отдельную долю рынка получат сервисные компании, занимающиеся производством комплектующих и сервисным обслуживанием роботов. По прогнозам Артема Рошкована, бизнес будет отказываться от иностранных аналогов в пользу российских из-за их ремонтопригодности. Чинить западное оборудование нерентабельно из-за санкций.
В предыдущие годы отечественный рынок промышленных роботов демонстрировал высокую динамику. С 2010 по 2020 годы он вырос в шесть раз. Число промышленных роботов в России увеличивалось на 33 проц в среднем каждые 12 месяцев, начиная с 2014 года. Спустя четыре года этот показатель составил 40 проц, по данным CNews Analytics. Но до начала 2022 года около 90 проц продаж в стране приходилось на зарубежных производителей, по данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники.