Популярный британский фотограф Джон Ранкин, больше известный как Rankin, запустил фотопроект Selfie Harm (Вредоносное селфи).
Он нашел 15 молодых англичанок в возрасте от 13 до 19 лет, сделал их минималистичные снимки без макияжа анфас, после чего попросил подростков потратить пять минут на редактирование своих фотографий, чтобы те в итоге выглядели «готовыми к публикации в социальных сетях».
И хотя все девушки сказали Джону, что предпочитают необработанные фотографии, ни одна из них не оставила свой снимок без изменений. Большинство тинейджеров сузили себе лицо, увеличили глаза и губы, уменьшили носы, сделали глаза ярче, убрали с лица все неровности, избавились от веснушек и морщинок, а также добавили себе «естественный» макияж.
Получившийся результат не только демонстрирует, насколько легко изменить свой внешний вид за несколько минут (благодаря множеству доступных приложений), но и давление, которое молодые девушки испытывают со стороны общества.
«Пришло время признать разрушительное влияние, которое социальные сети оказывают на самооценку людей», — говорит Ранкин. По его мнению подростки особенно уязвимы и подвержены влиянию извне. Они пытаются подражать своим кумирам. Все это — причина того, что мир, в котором мы живем, полон грусти, тревоги и дисморфофобии (психическое расстройство, при котором человек становится одержим каким-нибудь несовершенством своего тела).
Эксперимент Selfie Harm показывает, как ретушь стала неотъемлемой частью нашей жизни в соцсетях. Яркие и отфотошопленные снимки знаменитостей способствуют тому, что у пользователей развиваются нереалистичные ожидания относительно собственного внешнего вида или жизни в целом. Люди становятся одержимыми созданием идеального публичного образа, который они ретранслируют в соцсетях. roksa
Если раньше ретушь требовала каких-то особенных умений и знаний, то теперь технологии предлагают специальные приложения, в которых все это можно сделать в два клика. Ранкин уверен, что фильтры в Instagram и Snapchat, кажущиеся безобидными на первый взгляд, наносят ущерб не только тем, кто ими пользуется, но и остальным, кто потом смотрит эти фотографии.
«Что еще страшнее, так это практически полное отсутствие дискуссий на эту тему. Да, раньше тоже были фоторедакторы, вроде фотошопа, но они гораздо более сложные в использовании и значительно менее доступные, нежели современные приложения и фильтры в соцсетях», — отметил он.
«Это как пустые калории. Мы потребляем визуальные калории, и наш аппетит к этому типу контента ненасытен. Это визуальный сахар, и мы зависимы от него. Потребление слишком большого количества подобного контента серьезно вредит вашему психическому здоровью», — предупредил Ранкин. Все фотографии попали на выставку Visual Diet проекта M&C Saatchi и команды агентства MTArt, предназначенного для изучения того, как изображения, которые мы потребляем, влияют на наше психическое здоровье.