По данным аналитической компании NPG, за 2011 год американцы — 39% всех покупателей денима в мире — потратили на джинсы 13,8 миллиарда долларов. При этом на каждую пару синих джинсов, начиная от ее производства и заканчивая последней стиркой, уходит порядка 3500 тысяч литров питьевой воды, а «винтажные» джинсы требуют еще большего ее расхода. Об этом пишет издание The Blueprint.
Основная задача брендов, стремящихся сделать производство максимально устойчивым, — снижение расхода чистой воды до предельного минимума. Так, в 2016 году группа компаний Fast Retailing, которой принадлежат марки Uniqlo и J Brand, основала Инновационный центр по разработке джинсов в Лос-Анджелесе. В результате исследований компании удалось сократить использование воды при обработке готовых джинсов на 99% и полностью заменить ручной труд машинным, повысив производительность в шесть раз.
Также Fast Retailing планирует перейти на полностью экологичный хлопок к 2025 году, а к 2020-му сократить использование пластика на 85%. С сентября в магазинах Uniqlo появятся сумки, сделанные из переработанной бумаги.
Эффект потертого и рваного денима будут создавать с помощью лазера и экологичных камней – камней, созданных человеком, которые можно использовать дольше природных и с меньшим объемом воды при стирке.
Для традиционной стирки с камнями обычно используют пемзу, осколки булыжников и гальку. Однако сами натуральные породы крошатся, и галька быстро приходит в негодность. К тому же из-за сколов образуются дополнительные отходы. Искусственные камни, сделанные специально для техники stonewash, не скалываются — за 3 года тестов, которые провел Инновационный центр, ни один камень заменять не пришлось. Воду после подобной обработки можно очистить в специальном аппарате — и использовать заново.
Что касается состаривания джинсов, то шлифовка денима наждаком считается не просто устаревшей, но опасной для работников технологий: из-за пыли у многих из них развивались заболевания легких и дыхательных путей. На смену наждаку пришла обработка фрезой. Она ускоряла процесс, но также была небезопасной. Для еще одного метода — «зажарки» джинсов в печи — требовались химикаты.
В Инновационном центре винтажный рисунок на дениме выжигают с помощью лазера. Сначала дизайнер рисует эскиз будущих потертостей, опираясь на образец — красивую пару настоящих винтажных джинсов, найденных в секонд-хенде. Потом готовые джинсы отправляют на обжиг: лазер, подобно тату-машинке, точечно выжигает тончайший слой ткани в нужных местах и испаряет краситель индиго. Такая обработка занимает максимум 2 минуты. Сквозные отверстия на джинсах тоже делают с помощью лазера — во время процесса можно увидеть, как сгорает окрашенная в индиго основа, оставляя лишь поперечные белые нити. Обработанные лазером джинсы отправляются в «стирку».
Однако экологичный цикл жизни денима не заканчивается на прилавке магазина. Большая часть ответственности лежит на покупателе. На вопрос The Blueprint о необходимости образовывать потребителя в вопросах sustainability вице-президент группы компаний Fast Retailing Юкихиро Нитта ответил, что «вовлечение покупателей и прозрачность процесса» — одна из их основных целей. В любом магазине Uniqlo уже сейчас можно сдать вещи бренда в специальную коробку Recycle box, содержимое которой потом будет передано нуждающимся. Устойчивое производство вещей поддерживается устойчивой их эксплуатацией.