БФ «КУЛЬТУРНЫЙ КОД» представил выставку «Искусство менять мир» на Фестивале «Таврида.АРТ»

БФ «КУЛЬТУРНЫЙ КОД» представил выставку «Искусство менять мир» на Фестивале «Таврида.АРТ»

Выставка открыта для посещения на площадке Академии творческих индустрий «Меганом» до 20 сентября

С 17 по 20 августа в Крыму, в бухте Капсель под Судаком прошел юбилейный пятый Фестиваль молодого искусства «Таврида.АРТ» (проект Росмолодёжи). Мероприятие традиционно объединило активных целеустремленных творческих людей: в этом году здесь собралось более 3 500 художников, писателей, музыкантов, актеров, дизайнеров, режиссеров, хореографов, специалистов событийного маркетинга и туристической индустрии из 89 регионов страны. В рамках фестиваля были реализованы различные тематические площадки, где проходят концерты, ярмарки, выставки и различные экскурсии.

На площадке Академии творческих индустрий «Меганом» в первый день работы Фестиваля открылась выставка «Искусство менять мир», созданная Галереей «Веллум», Домом русского зарубежья имени А.Солженицына и проектом «Всероссийская медиаплатформа «КУЛЬТУРНЫЙКОД.РФ»» специально для «Тавриды.АРТ». 

Автором идеи проекта «Россия: Искусство менять мир» и одноименной выставки стала искусствовед, руководитель развития художественных проектов и советник директора Дома русского зарубежья, основатель галереи «Веллум», эксперт проекта «КУЛЬТУРНЫЙКОД.РФ» Любовь Агафонова, а куратором-консультантом продюсер направления «изобразительное искусство» арт-кластера «Таврида» Ася Баскаева.

Любовь Агафонова подчеркивает, что представленные в экспозиции работы отражают эпоху научных открытий, а также показывают путь развития русской культуры. «Новаторы нового поколения претендовали на создание искусства, призванного — визуально и текстово — влиять на жизнь. И в такой трактовке принципиально по-иному осознавалась роль искусства в воздействии на зрителя. Картина, текст или мелодия теперь должны были формировать сознание масс.

7 ноября 1918 года, Дворцовая площадь была оформлена к годовщине революции художником Натаном Альтманом. Празднование не ограничилось декорациями — торжество воплотилось в глобальном перформансе: постановочном взятии Зимнего дворца. Массовка, одетая в форму матросов-революционеров ринулась штурмовать оплот самодержавия. Именно это театрализованное действо, а не реальные события 25 ноября 1917 года экранизировал Сергей Эйзенштейн в своем фильме «Октябрь» 1936 года. Визуальны образ Октябрьской революции в сознании всего мира выглядит так, как его выдумали и показали художники.

Отечественные художники и поэты в великий и трагичный XX век блестяще справились с социальным заказом — воспитали новую личность. Так эксперимент по созданию нового мира успешно осуществился. Отечественные художники и поэты в великий и трагичный XX век блестяще справились с социальным заказом. Информационная война была выиграна. Новый человек был создан. Так эксперимент по созданию нового мира успешно осуществился.

Массовый порыв русских авангардистов начала ХХ века удивительно перекликается с идеями русского космизма. По философии Фёдорова, новый мир, где воскресает человек это не абстрактный Эдем, а физически существующие бесконечные планеты нашей вселенной.

Следуя этой идеалистической теории, его последователь — Константин Циолковской начинает проектировать агрегаты, которые были бы способны доставить человека на другие планеты, где мёртвые воскреснут и наконец люди станут счастливыми.

Идеалистическая философия и креативные мечты творческих личностей начала ХХ века — вдохновили ученых, инженеров и конструкторов к созданию уже реальных аппаратов — космического корабля, на советский гражданин отправился в космос. С этого момента человечество уже перестало быть прежним», — отмечает эксперт.

Выставка «Искусство менять мир» сфокусирована на художественных образах, фиксирующих развитие русской культуры и науки. На территории выставки можно увидеть работы, посвященные различным достижениям культуры СССР: от архитектурных эскизов новаторов-конструктивистов 30-х годов до соцреалистов-шестидесятников, писавших работы в эпоху наивысшего подъема идеи больших свершений. Здесь и «Пространственная композиция» одного из первых участников группы «Движение» Владимира Акулинина, плакаты Александра Быховского, эскизы Дворца Советов Щусева, «Циолковский» и эскизы Дмитрия Жилинского, скульптуры «Орфей» и «Космонавт» Эрнста Неизвестного, фотография Юрия Гагарина в мастерской Льва Кербеля и многие другое.

«Формирование современного культурного кода страны непосредственно связано с социокультурными и историческими событиями, происходившими на всем протяжении существования человечества. Один из примеров влияния таких событий отражен в выставке «Искусство менять мир», которую мы представили на площадке фестиваля», — подчеркнул автор проектов «Всероссийская медиаплатформа «КУЛЬТУРНЫЙКОД.РФ»» и «КРЕАТИВНАЯПЛАТФОРМА.РФ» Антон Алфер, руководитель группы компаний ALFER GROUP.

«Те закодированные культурные смыслы, которые мы хотели показать, очень актуальны и сегодня. Ведь мы также живем в эпоху грандиозных перемен и именно искусство и наша культура призваны стать тем фундаментом, на котором может быть построено будущее. А для этого нам всем необходимо изучать то, о чем говорят и говорили художники в своем творчестве и как мыслят современные авторы. Ведь художник всегда провидец, а искусство — медиа, которое обязательно нужно уметь читать», —говорит продюсер проекта «Всероссийская медиаплатформа «КУЛЬТУРНЫЙКОД.РФ»» Рената Ишмаева.

В дни Фестиваля молодого искусства «Таврида.АРТ» прошли экскурсии и кураторские лекции по выставке «Искусство менять мир», на которых участники и гости смогли через призму искусства проследить путь русской культуры и узнать подробности о главных научных открытиях соотечественников. В финальный день Фестиваля состоялась лекция «Дизайн: искусство на службе у человека».

Проект Всероссийская медиаплатформа «КУЛЬТУРНЫЙКОД.РФ» реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».