FASHIONNET нужна новая концепция: ОПЕРЕЖАТЬ, а не ДОГОНЯТЬ!

FASHIONNET нужна новая концепция: ОПЕРЕЖАТЬ, а не ДОГОНЯТЬ!

Форсайт-кэмп по тематике FashionNet, прошедший с 22 по 27 августа в г. Плёс под патронажем Агентства стратегических инициатив и при поддержке Правительства Ивановской области, собрал ведущих специалистов отрасли и экспертов с мировыми именами, чтобы обсудить будущее российской индустрии моды в долгосрочной перспективе.

Задачи формирования нового рынка НТИ – FashionNet – обусловлены вызовами нового времени: развитием цифровой экономики, искусственного интеллекта, управлением большими массивами данных (Big Data), появлением новых материалов и технологий, цифровых фабрик и производств.

Ключевым вызовом для российской экономики является технологическое отставание от лидеров. Именно поэтому речь должна идти о технологическом прорыве во всех сферах, и главное – не догоняющая, а опережающая модель роста, для чего и реализуется Национальная технологическая инициатива (НТИ).

Реализация такого глобального и стратегически важного проекта, как FashionNet, невозможна без обсуждения с теми, от кого зависит их непосредственная реализация в будущем, – с участниками отрасли. Истина рождается в спорах и дискуссии, и результатом стало переосмысление того, куда должна двигаться российская легкая промышленность – одно из стратегических направлений развития экономики, от которого зависит национальная безопасность страны и культурная идентичность народа.

«Чтобы обеспечить запуск производства инновационной продукции, ее конкурентоспособность, а также высокий уровень производительности труда и кастомизации, необходимо строить экономику нового технологического поколения – цифровую экономику. Особо отмечу, что выбранный подход полностью отвечает задачам Национальной Технологической Инициативы. Несомненно, работа лучших экспертов и специалистов России на Форсайт-кэмпе, предложенные ими решения и проекты окажут существенное влияние на экономическое развитие страны и Ивановской области», – отметил губернатор Ивановской области Павел Коньков.

Форсайт-кэмп в Плёсе – это не традиционное отраслевое совещание, базирующееся на том, что уже достигнуто и что надо сделать в ближайшей перспективе, это именно возможность заглянуть в будущее и спрогнозировать ту реальность, которая неминуемо наступит уже завтра. Технология форсайта позволяет исключить субъективное и узкое мнение отдельных стейкхолдеров и увидеть полную картину, точный вектор направления развития отрасли. Андрей Силинг, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АСИ: «В будущем нет гарантий, есть только шансы. Форсайт увеличивает наши шансы на успех».

К обсуждению развития будущего российской моды были приглашены ключевые участники рынка: обсуждение сгруппировано в семь групп, среди которых представители образования, медиа, производства, ритейла и даже архитекторы – ведь городская среда также является мощным формирующим носителем креативного кода.

Комментируя итоги Форсайт-кэмпа кутюрье и заслуженный деятель искусств Российской Федерации Валентин Юдашкин отметил: «Мы поддерживаем безусловно интересную инициативу АСИ по развитию всех направлений и отраслей, задействованных в индустрии моды под названием fashionnet. Данная программа даст толчок в правильном направлении не только для развития креативной составляющей, но и коммерческой как в сфере обучения, так и в бизнесе. И, конечно, самое главное — это то, что данная программа будет способствовать развитию внутреннего рынка и наращиванию экспорта и влияния России в мире».

Участники обсуждения отметили, что концепция FashionNet нуждается в серьезной переработке, чтобы ее дорожная карта была ориентирована на технологический прорыв, в то время как ее первоначальная концепция предлагает действовать по подобию – то есть догонять конкурентов, а по сути, оставляет отрасль в тупике, усугубив ее многолетнее отставание.

Обращаясь к участникам Форсайт-кэмпа, посвященного развитию FashionNet, проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®), научный руководитель Института передовых производственных технологий (ИППТ) профессор Алексей Боровков отметил: «Идеи проектов, сформулированных в ходе вашей работы, полностью соответствуют современным тенденциям в развитии промышленности. Мне как лидеру – со-руководителю Рабочей группы Технет (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы и руководителю мегапроекта «Фабрики Будущего» особенно приятно, что ваши проекты созвучны с идеями, заложенными в Дорожной карте Технет, которая охватывает такие передовые производственные технологии, как цифровое проектирование и моделирование, новые материалы, аддитивные и гибридные технологии, робототехнику, промышленную сенсорику, индустриальный интернет, большие данные (Big Data), информационные системы управления производством и предприятием, технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственный интеллект. Как вы знаете, на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение между правительствами Ивановской области и Санкт-Петербурга, компанией Faberlic и Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого о реализации совместного проекта создания первой в России цифровой фабрики в области индустрии моды. Целью проекта является создание системы комплексных технологических решений, обеспечивающих в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособных, востребованных и, главное, кастомизированных / персонализированных продуктов и изделий. Цифровая фабрика подразумевает наличие «умных» моделей («цифровых двойников») продуктов или изделий на основе новой парадигмы цифрового проектирования и моделирования. И то, что такие же проекты обсуждаются на Форсайт-кэмпе, говорит о том, что мы все идем в правильном направлении».

Проблема в том, что даже само определение рынка Fashion Net, заложенное в исходной концепции, изначально заужено, так как вытекает из недопонимания сути современной индустрии моды как части креативных индустрий: это не только рынок одежды, обуви и аксессуаров, а вся предметно-бытовая среда, объединенная понятием lifestyle. Этот сегмент мирового рынка одежды, обуви, аксессуаров, интерьера, товаров красоты, хобби, сувениров имеет, по разным оценкам аналитиков, тенденцию роста до 5,2 трлн долларов.

«Есть уникальная возможность реализовать технологически революционный проект, который приведет к смене текущего уклада индустрии. Надо принять, что текстильное и швейное машиностроение – это потерянная для нас область, многие звенья индустрии полностью и навсегда утеряны. Мы всегда будем потребителями технологий, которые создаются в Германии, Японии, Южной Корее. Но есть один факт, открывающий двери любому аутсайдеру, который найдет в себе силы и смелость пойти другим путем. Швейная и ткацкая промышленность по принципу своему не меняются почти 200 лет, это значит, что они однозначно поменяются в условиях цифровой экономики и доминирования синтезированных материалов. Как раз в этих сферах нефтехима и IT у нас есть и компетенции, и ресурсы мирового уровня. Дизайн? Наш идейно-художественный контент, несмотря на то, что у нас необыкновенно талантливый народ, тоже не является лидером в моде. Если за последние 5 лет, даже с использованием online-каналов сбыта, на международный рынок вышел хорошо если десяток отечественных брендов с ощутимыми продажами, и то в основном благодаря Бюро 24/7, то на каком основании появятся сотни, уже не говорю тысячи, новых брендов – лидеров на международной арене? И это лишь часть аргументов…» – подчеркнул на одном из выступлений участник Форсайт-кэмпа Андрей Бурматиков, фэшн-директор компании Faberlic.

Итак, какие ключевые факторы развития выявили участники Форсайт-кэмпа?

Во-первых, это растущая цифровизация экономики, развития технологий управления большими массивами данных (Big Data). Это дает возможности формирования новых подходов к изучению и управлению поведением потребителей: так называемый «цифровой след», который мы оставляем в социальных сетях, и разрабатываемые на основе этих «цифровых троп» предложения для потребителя.

«Совершенно очевидно, что с течением времени всё будет оцифровано. Уже завтра, благодаря концепции Цифрового Профиля Потребителя, можно сделать взаимодействие потребителя и производителя товаров и услуг в разы эффективней и вообще поменять модели потребления и производства во многих сегментах», – прокомментировал Антон Алфер, основатель модной сети MODA.RU.

Во-вторых, на массовом рынке основные функции дизайна будут заменены IT-решениями и включением потребителя в процесс дизайна, соавторство и творческие коллаборации, пользовательскую докастомизацию на основе цифрового следа. Потребитель будущего сам станет дизайнером своего основного базового гардероба, будет принимать стилевые решения и, возможно, будет сам создавать для себя персонализированный продукт, используя возможности фабрик будущего и кастомизированных производств.

Демократизация дизайна в массовом сегменте приведет к смене сути деятельности и задачи дизайнерских брендов и дизайнеров, которые станут медиагенераторами новых смыслов. Так прозвучала одна из идей, высказанных на сессии группы «Продукт как образ будущего».

В-третьих, меняется сам формат производства: от экономически затратных моделей – к умному производству, цифровым фабрикам, созданию продукта с учетом интересов конечного пользователя, с использованием аддитивных технологий, IT, роботизированных производств. Неслучайно технологическим партнером стала компания Faberlic, активно развивающая направление fashion и строящая сейчас в Ивановской области цифровую фабрику по производству одежды.

«Итоги Форсайт-кэмпа в Плёсе уверенно делают необходимым кардинально пересмотреть имеющийся подход к развитию рынка FashionNet. Дизайнеры должны изучать и осваивать новые потребительские ниши рынка Lifestyle. Наступающая эпоха цифровой культуры требует новых продуктов и сервисов в индустрии моды. Уверена, что сформированные на форсайте сообщества предложат стратегию опережающего роста рынка FashionNet». Алена Ахмадуллина, дизайнер, создатель бренда Alena Akhmadulina.

Профессии, уходящие в прошлое, и новые профессии будущего – так сформировали для себя один из вызовов участники группы «Образование в индустрии моды». Кстати, этой теме в существующей концепции дорожной карты не уделено внимания вообще, как отметили многие участники кэмпа. «В существующей концепции FashionNet нет системы образования в индустрии моды», – прокомментировал ректор РГУ им. Косыгина Валерий Белгородский. Но именно от сферы образования, ее стратегического видения будущего индустрии моды зависит и то, какие кадры и в каком количестве необходимо готовить, чтобы не оказаться в ситуации догоняющего, а не опережающего развития. И именно здесь заложены те резервы и точки роста, которые позволят нашей стране занять лидирующую позицию. Например, нет смысла сейчас расширять программы подготовки дизайнеров – во всем мире снижается их востребованность, и в ближайшем будущем эта тенденция будет сохраняться. А вот внедрять дизайнерское мышление (design thinking) становится необходимым для всех сфер экономики – соответственно, дизайн должен стать базовой компетенцией, и учить ему необходимо уже с детства. Участники Форсайт-кэмпа в Плёсе предложили свое видение одного из положений Форсайт-флота в Санкт-Петербурге в мае этого года: «Обеспечить баланс экономического и пространственного развития, создать территориальные инновационные экосистемы мирового уровня в сотрудничестве с ведущими университетами (инновационные кварталы)», применительно к образованию в сфере моды, – и предложили несколько интересных проектов, которые могут стать основой для инноваций в образовании не только в индустрии моды, но и в других сферах и тем самым обеспечить устойчивое развитие экономики в целом.

Андрей Силинг, АСИ: «Мы убеждены, что в современном мире, в котором меняется все ежесекундно, не работают классические подходы и методы работы с будущим. Не работает экспертное прогнозирование, не работает проектирование социальных институтов – работают только те инструменты, которые обращаются непосредственно к человеку, меняют общество. Будущее не определено, оно исходит из настоящего, из наших сегодняшних намерений. И в этом смысле Форсайт принципиально отличается и от прогнозирования, и от проектирования, потому что форсайт – это формирование коллективного намерения».

Источник: presscentr.rbc.ru